Card image
БЫЛИ ЛИ НА РУСИ АМАЗОНКИ?
Савишна   богатырши   жена Ильи Муромца   археология   Амазонки   девы-воительницы   рязано-окцы   сарматы   богатырки   жены богатырей  

Если валькирии - национальное достояние Норвегии, то про поляниц все как будто забыли. Между тем, эти женщины - воины достойны стать одним из брендов России. И ведь это про русских женщин сказано: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»! Так кто такие поляницы русских былин?

ТАК КТО ТАКИЕ ПОЛЯНИЦЫ?

Судя по былинам Поляницы - девы необычные. Они не просто воины, они воины как правило превосходящие своих соперников - богатырей. Какие девы такие и образы:

Поляница на коне будто сена копна,

Она палицу булатную покидывает

Да под облако, под ходячее,

Одною рукой палицу подхватывает,

Как пером-то лебединым ею поигрывает.

«Поленицы, девицы удалые» частенько пируют у князя Владимира вместе с дружиной. Из былин известно не так много поляниц: это Настасья Королевична - жена богатыря Дуная, убитая им на свадебном пиру. Жена побратима Дуная Добрыни Настасья Микулишна, и ее сестра Василиса Микулишна. Целых 3 поляницы связаны с Ильей Муромцем. Его жена Савишна переодевшись в его богатырский костюм спасает Киев от Тугарина. Поляница Златыгорка родила от него богатыря Сокольника, который вступает с отцом в поединок. По другой былине, Поляница и дочь его, которая хочет отомстить за бесчестие матери Златогорки. Известна из былин и степная королева -воительница Марья Моревна. Исследователи подчеркивают, что поляницы не просто богатырши, они превосходят богатырей в силе. Но после сражения с героями они становятся их женами. И после этого утрачивают свою невероятную силу.

 

РУССКИЕ АМАЗОНКИ ИЛИ САРМАТСКИЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ?

 

Большинство ученых считают, что поляницы - это никак не славянские женщины, ведь русские герои с ними упорно борятся.Академик Рыбаков считал, что большое количество женских воинственных персонажей в русских сказках и несколько былинных сюжетов о поляницах уходят корнями в мир скифов и сарматов! Самые известные женщины-воительницы - знаменитые амазонки. Согласно грекам они с колыбели учатся воевать, с раннего детства садятся в седло и вскоре становятся непобедимыми всадницами. Их игрушки - острые мечи и луки со стрелами. Их страна находится за Чёрным морем. До нас дошли и их имена:  Аэлла, Ипполита, Антиопа, Пентиселея.

 

Известный советский филолог-русист Дмитрий Балашов также считал, что несмотря на славянское происхождение самомго слова «поляницы» - это конные сарматские наездницы и искусные лучницы. Греческие мифы об амазонках и известия о сарматских воительницах, которые не имели права выйти замуж, прежде чем не убьют как минимум одного врага в 20 веке подтвердили археологи. Захоронения женщин, в которых присутствуют предметы вооружения, встречаются на огромной территории (по крайней мере, от Урала до Западной Европы) и охватывают время от бронзового века до средневековья; самыми известными и многочисленными являются как раз погребения южнорусских степей эпохи раннего железного века. Вот что пишет археолог, профессор Евгений Яровой: «амазонки…мы с детства привыкли что это только красивая и поэтичная легенда. Оказывается, неустрашимые амазонки существовали и в реальной жизни.Открытие женских захоронений с мечами и копьями на Дону и Днепре, Южном Буге и Ингуле, Днестре и Буджанакской степи показывает, что женщины воины не являлись фантазией древних авторов. Последние из погребений сарматских амазонок относятся к периоду от IV до II века до новой эры. Дальше пошел уже чисто мужской мир – женщины степей утратили власть, и она перешла к их сыновьям и внукам.

 

ПОЛЯНИЦЫ-СТЕПНЫЕ ВОИТЕЛЬНИЦЫ?

 

Есть и другая версия - поляницы - это на самом деле половчанки! Дело в том, что в былинах поляница зачастую принимает после свадьбы крещение, и это свидетельствует, что она - язычница из степи. Другую версию отстаивала ведущий отечественный специалист по кочевникам-степнякам Светлана Плетнева, цитирую: «В эпоху средневековья во всех европейских государствах положение женщины было чудовищно тяжелым. не могло быть и речи в 11 веке о каких то поляницах -русских девушках. Это несомненно были молодые половчанки". Она подчеркивает, что существование женщин-воительниц в степях в разные периоды эпохи средневековья подтверждается и археологически. К тому же,  Добрыня Никитич встретил поленицу в чистом поле, то есть видимо в степи, и даже то, что она не ранила его, а сдернула с седла -типичный прием кочевников. 

А тот самый бой с богатыря с поляницей, который обязательно предшествует свадьбе, это часть степного свадебного обряда, который проходил не только легендарные богатыри, но и русские князтя, женившиеся на половчанках. Впрочем, некоторые исследователи обращают внимание на то, что согласно былинам, большая часть поляниц происходит из "земли Ляховинской", то есть из Польши. Иногда земля, где живут будущие супруги князя и богатыря, называются "Политовской" или «Поморянской».  Интересно, что многие польские роды ведут свое происхождение от амазонок. Кстати, Адам Бременский поселяет амазонок на берегах Балтийского моря: «их страну называют теперь Краем женщин». Упоминаются амазонки и в "Повести временных лет", помимо собственно амазонок, в ней упоминается и скифское племя «гилии», хотя в те времена никаких скифов не было уже и в помине. Так вот, «другой закон у гилий. Жены их пашут, и дома строят, и мужские дела совершают… есть среди них и храбрые женщины умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и повелевают ими». А вот чешский хронист Козьма Пражский возводит к воинственным женщинам собственный народ. Якобы некогда чехами и словаками управляли три сестры, «которых природа щедро одарила мудростью не меньшей, чем обычно наделяет мужчин». «в то время девушки этой страны достигали зрелости быстро: подобно амазонкам они жаждали военного оружия и избирали себе предводительниц. они занимались военным делом так же как и молодые люди и охотились в лесах как мужичины. и поэтому не мужчины избирали себе девушек в жены, а сами девушки, когда желали, выбирали себе мужей.» Константинопольский патриарх Никифор живший во второй половине 8-начале 9 века описывая осаду КОнстантинополя аварами и славянами в начале 7 века, пишет, что в войске славян были и женщины, трупы которых нашли после битвы. Впрочем, иногда от славянских женщин даже заставляли брать в руки оружие! Дело в том что по законодательству Новгорода и Пскова женщины должны были отстаивать свои права на самых настоящих поединках! Впрочем, все описываемые до этого женщины-воины были поляницами, богатыршами, воительницами но не амазонками в полном смысле этого слова, они. Между тем в истории России существовали самые настоящие амазонки! Именно так их называли в государственных документах! в 1787 году по инициативе князя Потемкина в Крыму была создана «Амазонская рота» из ста женщин, которых обучили всем премудростям службы. И хоть рота вскоре была расформирована, теперь мы можем с уверенностью заявить: настоящие амазонки служили в российской армии!

 

ПОЛЯНИЦЫ СО СТАРОЙ РЯЗАНИ

 

На территории Рязанской области записано множество легенд о богатырях, живших на соседних холмах и перебрасывавшихся друг с другом топорами. А вот под Старой Рязанью топорами перебрасывались богатырши! Есть и история о воительнице Верте, жившей на Вертском городке, под началом которой было 12 богатырш!

реконструкция облика рязано-окской амазонки, выполненная художником Павлом Алёшиным

 

Но самое интересное, что у Дев-воительниц на территории центральной России существовали реальные прототипы!  С 2 по 7 век новой эры на территории Московской, Владимирской и Рязанской областей, республик Мордовия, Чувашия и Марий-эл жил народ, даже женщины которого были прекрасными воинами. В их погребениях находят и оружие и конскую сбрую. Интересно, что такие же легенды о богатырях, перебрасывавшихся топорами записаны и в Белоруссии и принадлежат балтам! Там топорами перебрасывались великаны -волаты.Этот сказочный сюжет записан на Рязанщине и под Нижним Новгородом, на Псковщине и под Пинском, под Львовом, в южной Польше в бассейне Верхнего Дунайца, в Северной Моравии, в Болгарии.но такой же мифический сюжет не единожды записан в неславянской Литве.Исследователь Ю. Смирнов в своей статье «Первожители с единственным топором», опубликованной в Балто-славянских исследованиях в 1997 году этот миф о волатах с одним топором можно отнести ко временам балто-славянской общности.

ПОПУЛЯРНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ: 

ВИДЕО: КОКОШНИК:НЕОЖИДАННЫЕ ФАКТЫ!

СТАТЬЯ: САМОЕ ЖЕСТОКОЕ ИГО В ИСТОРИИ СЛАВЯН, О КОТОРОМ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ УЧЕБНИКИ!

ВИДЕО: ЕКАТЕРИНА II: ФАКТЫ, КОТОРЫЕ ВАС СИЛЬНО УДИВЯТ!

СТАТЬЯ: КАКИЕ НАХОДКИ РОССИЙСКИХ АРХЕОЛОГОВ ПРОИЗВЕЛИ В МИРЕ ЭФФЕКТ "РАЗОРВАВШЕЙСЯ БОМБЫ"?

Комментариев нет

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь