Card image
КАК НОВЫЙ ГОД ОТМЕЧАЛИ НА РУСИ?
колядки   плуга   старый новый год   коляда   праздники   русский новый год   новый год   авсень  

Казалось бы, что проще: недавно вся страна встретила традиционно наш, русский праздник - Новый год. Встретила как и положено: с Дедом Морозом и Снегурочкой, ёлкой, столом, накрытым по принципу «как встретишь, так и проведешь». Но на самом деле, тот самый Новый год, введенный Петровским указом наступает с 13 на 14 января, уже после Рождества. Но путаница на этом только начинается: на Руси Новый год вообще встречали в сентябре, а до 12 века в марте; про Деда Мороза и Снегурочку никто и не слыхал, вместо них приходили загадочные Коляда, Авсень и Плуга; да и вообще по русскому календарю наступил вовсе не 2020, а 7528 год от сотворения мира!

 

По старому и новому стилю

 

Оказывается, именно новогодью из всех наших праздников, не везло больше всего: вечно его приспосабливали под соседей! Начнем с самого начала. В 10 веке с принятием христианства на Руси распространился юлианский календарь, названый в честь Гая Юлия Цезаря, который разработал его на основе египетского и ввел в оборот в 46 году до н.э. По этому календарю Новый год приходился на 1 января. Впрочем привычный нам зимний Новый год на Руси тогда не прижился. До 12 века наши предки отмечали его в марте! И лишь спустя 400 лет перенесли, но… на сентябрь, на Византийский манер! Прошло еще 200 лет и Петр Первый издал знаменитый указ, согласно которому Новый Год перенесли таки на 1 января как в Европе. Но это было лишь побочным явлением, главное в этой реформе было то, что теперь летосчисление стали вести не от сотворения мира (привязанного к сотворению Адама), а от Рождества Христова. Так историю в России стали мерять привычными нам 18, 19, 20 веками. Но догнать Европу простым росчерком императорского пера опять не получилось! Там еще в 16 веке папа Григорий XIII принял новый более точный календарь, который назвали «григорианским». Очередную попытку догнать и обогнать Европу предприняли уже советские власти в 1918 году, заменив им юлианский календарь. Так и появился у нас старый Новый год! То есть именно в эти дни его и праздновали наши предки. Старый Новый год, кстати, отмечают не только в России, но и во всех странах, угодивших в путаницу с календарями, той же Сербии, или скажем, Японии. Заметьте старого Рождества в календаре нет. Дело в том, что Православная церковь григорианский календарь не приняла, поэтому все церковные праздники так и остались на своих привычных местах!

 

Загадочная гостья

 

Что же отмечали наши предки и как выглядел настоящий русский Новый год? Чтобы разобраться во всей этой запутанной истории, обратимся за помощью к этнографу и историку Андрею Николаевичу Гаврилову, автору книги «Народный календарь Шиловского края». В захватывающих экспедициях по рязанским селам он смог собрать немало ценнейшей информации о праздниках и традициях бытовавших на Руси еще столетие назад. Оказывается, привычный нам праздник вошел в моду в конце 19 века. Именно тогда в России среди представителей привилегированных сословий стало модным отмечать Новый год на германский манер: наряжая ель, с бородатым Санта Клаусом.

 

Знакомый нам Дед Мороз с бородой и в шубе на елку впервые пришел лишь в 1935, когда советские идеологи создавали светскую замену запрещенному Рождеству. После долгих раздумий было решено святого Николая заменить отцом Снегурочки из оперы Римского-Корсакова, дедом Морозом. Новый гость сначала вызывал у детей настоящую панику! Во многом потому, что в селах про дедов морозов отродясь и не слыхивали!  Зато приходили другие волшебные гости. 

6-го января по новому стилю начинались таинственные Святые дни - Святки, которые праздновались 2 недели и корнями своими уходили в глубокую древность! Считалось, что в это время открываются ворота того света, и на землю в гости к людям приходят ушедшие предки, их можно увидеть в небе и надо обязательно угостить. В гости к людям приходили также трое загадочных гостей: Коляда, Авсень и Плуга (а вовсе не Дед Мороз и Снегурочка).

Коляда в этнокультурном центре "Заряна", фото: Андрей Гаврилов

 

Согласно информации собранной в экспедициях этнографами из этнокультурного центра "Заряна", первая,  в ночь на 24 декабря (сегодняшнее 6-ое января) в дома рязанских крестьян приходила бабка Коляда. Рядились в нее взрослые, выворачивали шубу наизнанку, лицо мазали сажей, завешивали тряпками, могли и берестяную маску сделать. 

 

Коляда в этнокультурном центре "Заряна", фото: Андрей Гаврилов

 

Коляда спрашивала - пряли ли девочки, плели ли мальчики лапти. Дети боялись ее страшно, ведь она могла и по настоящему побить, если родители жаловались. вместе с Колядой ходили и колядовщики, они исполняли магические тексты -пожелания, которые назывались колядки. Всех их хозяева щедро одаривали. Вот например, колядка-пожелание богатства, которую Андрей Гаврилов записал в селе Юшта Рязанской области:

 

«Коляда-Карачуй

Приди дома заночуй!

Там люди живут богатые,

Там деньги гребут лопатами:

Деньги чужие, лопаты худыя…»

 

Карачуй в этой колядке, как считает Андрей Николаевич, видимо видоизмененное «карачун» - так на Руси называли смерть, а также день зимнего солнцеворота, когда солнце фактически умирает. Это, похоже подчеркивает связь этой богини со смертью! Кто такая Коляда сегодня, конечно, уже никто не помнит, однако ученые предполагают, что это богиня женского рукоделия, жизни и смерти…

 

Глубокой ночью 25 декабря по старому стилю (7-го января по новому), согласно библейской традиции произошло рождение Христа. Радостное событие сопровождалось пением ангелов. в Рязанских селах часа в 3 ночи дети, в основном мальчики отправлялись славить Христа с самодельными рождественскими звездами. На следующий день в некоторых селах отмечали Каши или Бабий день: женщины ходили друг к другу в гости, плясали, играли, наряжались, потчевали друг друга.

 

Наш русский Новый год

 

А вот канун Нового года - 31 декабря по старому стилю (современное 13 января) назывался Авсенем или Васильевым вечером. Дело в том, что перенесенный на это время указом Петра Первого праздник, совпал с православным днем Василия Кессарийского.  Задолго до Нового года и Петра Великого на Руси в этот день встречали Авсень! Вот что пишут о нем еще документах Стоглавого собора (1551 год): «Мужи, и жены, и дети в домах и по улицам обходя, и по водам глумы всякие творят во всякими игры и всякими скоморошествами. Подобно же сему творят во днях и навечерии Рождества Христова и в навечерии Василия Великого, и в навечерии Богоявления». Именно в эти дни на Рязанской земле и встречали соответственно Коляду, Авсень и Плугу!

с.Тимошкино Рязанская область

 

Ряженые в самые немыслимые костюмы - самая яркая особенность Авсеня, сохранившаяся по сей день. Авсень - самый стойкий из древних рязанских праздников! Уже практически нигде не колядуют, зато авсенькают во многих селах, например, в Тимошкино Шиловского района Рязанской области. Толпы ряженых ходят по домам, поют авсеньки и получают за это угощение от хозяев. Вот так и выглядит самый настоящий русский Новый год!

атрибуты для Авсеня из коллекции этнокультурного центра "Заряна" 

 

Сегодня авсеньки в основном содержат угрозы, в случае, если хозяева не угостят авсеньщиков. Однако в старину они также имели магический смысл, пожелания достатка, детей, свадеб и т.д.

 

Авсень, Авсень,

это чей костер?

Это Иванов костер:

Им пиво варить,

им Алешку жанить,

Им пиво пировать,

Машку замуж отдавать…

 

Исследователи отмечают, что на Рязанской земле авсеньки называли так же таусеньками. Сегодня авсеньки короткие, а вот в старину были длинные и позволяли взглянуть по новому на духовным мир наших предков. Так в 19 веке в селе Свинчус Рязанской области записали такую старинную закличку, в которой главный герой праздника Авсень едет по мосту «на сивой свинье, погоняет ее золотым поросенком, золотым ребенком». Андрей Гаврилов подчеркивает: это мост непростой, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Тот самый зачарованный Калинов мост между явью и миром духов, тридевятым царством, мост, на котором сражаются богатыри. Мало того, выбор свиньи в качестве ездового средства не оригинален: также на свинье ездит и скандинавский бог плодородия Фрейр. Интересно, что и одно из самых популярных угощений для авсеньщиков - свиные ножки!

Кто же такой этот загадочный Авсень? ученые пока так и не пришли к единому мнению. Его считают олицетворением весны, отцом вечерней и утренней зари, покровителем свиней.

 

А сами ряженые - это духи предков, которых задабривают хозяева. Все наколядованное, и наовсеньканное поедают все вместе, или делят. Однако на этом все особенности старого русского Нового года не заканчиваются!

Святочные гадания

Никаких тебе оливье и ёлок, в новогоднюю ночь наши предки начинали гадать! Гадать было принято во все Святки, но самое верное гадание начиналось как раз с Васильева вечера то есть с Авсеня, а значит как раз на сегодняшний старый Новый год. О гаданиях Андрей Гаврилов рассказывать может долго. Дело в том, что в старину каждая рязанская деревня, имела свои излюбленные способы заглянуть в будущее. Гадали на жизнь, на смерть, на любовь и на замужество. Один из самых популярных способов - с курицей. Перед ней ставили чашу с зерном, водой и зеркало. Именно курочке-рябе доверяли сделать выбор:  чаша с водой - муж будет пьяница; с зерном или деньгами - состоятельным, ну а зеркало - самовлюбленным пижоном. К страшным гаданиям относились гадание с зеркалами. искали будущее и в узорах угольков, и на воске! Воск надо было разогреть и вылить в воду, а потом в получившихся кусочках увидеть свою судьбу…

 

Плуга, Плуга, ты где была?

 

Наш эксперт по древним русским праздникам и обрядам Андрей Николаевич Гаврилов подчеркивает: если Авсень сохранился, кое-где еще колядуют, то третья святочная гостья из таинственного мира - Плуга уже напрочь забыта! Сохранились только странные заклички. Кликанье «Плуги» осуждалось московскими церковными властями еще в XVII веке, исполняли ее накануне Крещения. Еще в 20-ые годы прошлого века «Плугу» кликали в ряде сел Рязанской области:

 

Плуга, Плуга, ты где была?

Плуга, Плуга - коней берегла.

Плуга, Плуга, и где кони? - За воротами стоят.
Плуга, Плуга, и где ворота? - Водой залиты.

Плуга, Плуга, и где вода? - Быки попили.

Плуга, Плуга, и где быки? - В тростник ушли.

Плуга, Плуга, и где тростник? - Девки выломали.

Плуга, Плуга, и где девки? - Замуж вышли.

Плуга, Плуга, и где мужья? - Мужья померли.

Плуга, Плуга, и где гробы? - Черви расточили.

Плуга, Плуга, и где черви? - гуси выклевали.

 

Кто такая Плуга Андрей Гаврилов, да и другие этнографы сегодня сказать не могут. Ряд исследователей считают, что это богиня посевов, другие видят в имени Плуга название созвездия, появляющегося зимой и напоминающего плуг. Видимо, в древности эта богиня, так же как и Коляда ходила по домам с ряжеными. Приход Плуги, совпадающий по времени с Крещением, завершал Святки! После этого гадать было уже нельзя. Небесные ворота закрывались, до летних Зеленых Святок, когда в гости к рязанцам приходила уже Чамка!

За столом Новый год встречают не многие: шотландцы в этот день катают по улицам подожженые бочки, в Аргентине заваливают улицы ненужными газетами, в Африке устраивают бега на четвереньках, японцы выписывают слова долголетие и вечная молодость, в Дании прыгают со стула. Уже почти забытые, но такие родные Авсень, Коляда и Плуга, а также святочные гадания - наш ответ обычным застольям! Они достойны занять место в мировом ряду самых ярких новогодних  праздников, и, кстати, стать поводом для столь популярного сегодня этнографического туризма! Ведь что может быть интереснее в компании авсеньщиков пройтись по улицам древнего села  и почувствовать себя по-настоящему русским?

Комментариев нет

Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь